ВКонтакт Facebook Twitter

Проблемы и перспективы развития кино России

СТЕНОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

«Проблемы и перспективы развития кино России»

19 апреля 2011 год, Санкт-Петербург

- Сегодня мы будем обсуждать проблемы нынешнего отечественного кинематографа и пути их решения.

Как выяснилось, господдержки недостаточно. Ведь важно поддерживать не только производство фильмов, но и инфраструктуру кинематографа. Нам важна подготовка молодых кадров. Нам, несомненно, нужна государственная поддержка кинематографа, но немаловажно то, чтобы развивались и другие источники финансирования. Для нас принципиально то, чтобы условия в которых сейчас находится кинематограф, стали еще благоприятнее. Важно расширить понятие национального фильма и избавить кинематограф от применения 94 закона. Важно создать кино, которое будет само привлекать финансирование. Нужно создать единый кинобилет, который необходимо срочно реализовать. Проблем очень много , и для нас важно показать пути их решения. Сегодня в университете мы увидели, что есть общее средство решения проблем – это подготовка молодых кадров, которые найдут пути решения. Нас еще будут ожидать все новые и новые проблемы. Поэтому образование – это принципиальные позиции, которые мы будем поддерживать, также поддерживать инициативу по финансированию и развитию наших учебных заведений. Мы видим , что сейчас произведена реформа ВГИКа, мы видим современные аудитории, технологии. Но процесс не закончен, процесс еще идет. Очень важно, что здесь в Петербурге мы сможем предпринять реформирование учебной базы университета СПБГУКиТ. Сочетание двух этих учебных киноучреждений создаст кадры для качественного создания производства фильмов. Качество отечественных фильмов – это то, что нам нужно достичь. И будем надеяться, что наших творческих сил хватит для того, чтобы к этому прийти.

Очень важно, что отдельные кирпичики-проблемы, которые сегодня будут обсуждать специалисты, будут вписываться в общий план по поддержки кинематографа. И в рамках этого плана мы предлагаем проект «Киноклуб», в котором политическая партия «Единая Россия» поможет реализовать те идеи, которые сейчас будут высказаны. Нам нужна практическая модель реализации наших проблем. Задача непростая. Создана амбициозная команда, которая понимает задачи, стоящие перед ними. Мы надеемся , что вся эта команда поможет и найдет пути решения существующих проблем. Ведь не хватает воздействия русской культуры на огромный пласт людей. Мы будем рассматривать государственную поддержку по построению новых залов в малых и средних городах России. Проект «КИНОКЛУБ» создает способы решения этих задач. Желаю всем успехов, сделать доклад понятным для наших кинематографистов.

Э.Пичугин:

-Вы все знаете, что в начале февраля прошел совет, объединяющий всех экспертов и специалистов этой индустрии. На этом совете было принято несколько знаковых решений в области кино, и сегодня мы хотим поделиться результатами, которых мы уже достигли, рассказать, что предшествовало тем решениям, которые были приняты на совете. Сегодня наша инициатива признана собрать всех участников, находящихся, так сказать, в одной лодке, всех, кто связан и с производством, и с прокатом, и с показом, и с творческими и техническими аспектами, а также с образованием. Самое главное – нужна стратегия развития отрасли до 2020 года, какой мы ее видим. Регламент этой конференции следующий: мы хотим сделать доклады, которые будут представлены специалистами, каждым в своей области. В результате все могут получить общую картинку нынешней обстановки в кино, плюс несколько дополнительных выступлений, обсуждение и резолюция, к которой мы должны прийти. Основные два момента – это состояние кинопоказа, его инфраструктура и образование.

Сергей Толстиков:

- Спасибо, что все мы собрались. Я попробую охарактеризовать те проблемы, решение которых нужно найти. Как вы знаете, главным событием прошлого года стало изменение финансирования кинематографа. В связи с этим есть некоторые проблемы. Выделенные ассигнования не соответствует задачам усовершенствования кинематографа, т.к.приходится сокращать распределение средств на рекламу, прокат исходного продукта и продвижения его на кинофестивалях. Получается ,что многие наши картины не доходят до зрителей. Было бы хорошим решение проблемы – привлечение ассигнований для продвижения картин. Поэтому мы все цело поддерживаем Эдуарда Пичугина по созданию и увеличению кинозалов в стране. Надеюсь, что проект КИНОСИТИ поможет большинству фильмов добраться до зрителя.

Особенно хотелось бы обратить внимание на детские фильмы и фильмы для юношества, скажем, на прошедшем заседании правительства по усовершенствованию кино, было принято решение распределение средств на производство этих фильмов. Но существует другая проблема – отсутствуют кадры, занимающиеся именно этим жанром. Надеемся, что ВГИК и СПБГУКиТ помогут в решении данной проблемы, а также будут способствовать в дальнейшем развитии отечественного кинематографа.

Конкурентоспособность кино определяется его оснащением и интересными идеями по его реализации, к примеру, 3D который мы можем наблюдать. Хотя именно в России появились разработчики данного формата. Так называемого стерео.

Также тормозит развитие отечественного кино ситуация с электронным единым билетом в наших кинотеатрах, который признан сделать кино, отчетность кассовых сборов и кинобизнес максимально прозрачным. Для этого нужна нормативная база, техническая характеристика и программа. Радует то, что создание единого билета наконец вступило в свою завершающую стадию.

Радует также то, что у молодых кинематографистов появилась возможность начать свою карьеру с производства полнометражного фильма, где не только режиссеры ВГИКа, но и другие молодые специалисты, выпускники смогут снять 2 полнометражных фильма. Если хорошо получится, то данную практику можно будет расширить.

- Компания Movie Research Company – Олег Иванов

Немного о статистике.

Добрый день, уважаемый коллеги. Я бы хотел продемонстрировать цифры, которые характеризуют состояние кинобизнеса сейчас. Пять лет назад мы создавали первые прогнозы на 2010 год. Сейчас у нас есть фактические результаты. Мы справились с поставленными задачами.

Так вот, в 2010 году общее посещение кинотеатров по прогнозам должно было составить 150 миллионов. Наше кино по прогнозам должно было занимать 35 %. И мы полагаем, что доля отечественного кино растет. Мы прогнозировали, что на 2010 год рост кинотеатров превысит 3 тысячи, а сумма государственной поддержки при этом составит 120 миллионов рублей. Вся сумма производственных бюджетов, которые будут выпущены в 2010 году, составит 250 миллионов. 2010 год должен был стать годом, когда кинематограф пройдет точку безубыточности. Исходя из тех показателей, которые я только что назвал, по факту мы имеем: в 2010 году количество посещений превысило 150 миллионов и составило 360. В 2011 году ожидается прирост. Постфактум все-таки наше кино заняло 20 %. Остальное в основном – это американская продукция. Говорилось в СМИ, что общий объем господдержки снизился, хотя можно видеть, что наоборот, он снизился незначительно, а потом резко поднялся в 2009-2010 годы. В 2010 году мы имеем по стране 2430 кинозалов. Прирост составил 14 %. Темп прироста зала значительно повысился, хотя мы рассчитывали по прогнозам на большее. В итоге пока нет того количества кинозалов, которое необходимо – 5000. То есть это число в 2 раза больше того количества кинозалов, что есть сейчас. Например, в городах с населением от 150 до 250 тысяч человек, а таких городов в России около 90, в них есть 279 экранов, а нужно около 749. Таким образом, на 2011 год есть прогноз о том, что посещаемость повысится и составит 190 миллионов. Мы не прогнозируем значительного роста, так как есть тенденция на возможный спад. Господдержка в этом году обещает остаться на уровне прошлого года. Если не будет произведено никакой помощи со стороны государства отдельно на строительство кинотеатров, то даже до планки 3000 мы не поднимемся. А до 5000 – это невыполнимо вообще, если государство не поможет. Тем не менее, по кассовым сборам мы заняли 9 место в мире с суммой 1 миллиард долларов. Это говорит об общей посещаемости зрителями кинотеатров. Наша задача повысить качество отечественных фильмов и их долю в национальном прокате. Я бы назвал 8 проблем, которые требуют стратегического решения:

1. Повышение количества залов .

2. Повысить качество фильмов – сюда относится и повышение доли отечественной продукции в национальном прокате.

3. Необходим протекционизм в прокате со стороны государства.

4. Введение электронного единого билета.

5. Необходимо частное финансирование инструментов кинорынка.

6. Понизить уровень пиратства, таким образом, будут снижены потери продюсеров.

7. Реформа образования, где имеет место быть многообразие форм.

8. А также необходимо развитие системы международного кинопроката.

Э.Пичугин:

- У нас с вами более 1000 городов малых и средних в РФ, из них около 200, где есть кинотеатры, кинозалов 2000. Все создано за последние 15 лет. Все пришлось на яркий период строительства торговых центров с 2003-2005 года. Что сегодня? В период экономических сложностей, новые объекты не открываются, только достраиваются. Прирост кинотеатров не обещает появиться. Естественно сам рынок эту задачу не решит. Самостоятельно, упираясь на экономические законы, даже те сети, которые сейчас существуют, не смогут достичь и поднять количество кинозалов до 5-ти тысяч. Где ответ? 4 года назад, когда мы приступили к исследованию более 1000 городов с помощью проверенной модели, учитывая все риски, мы смогли обнаружить 253 киноплощадки, которые для нас будут безубыточны. Это значит около 1000 экранов. Мы сможем построить с помощью рыночных кредитов и собственных средств всего 20 кинотеатров. Снизив качество, мы сможем увеличить это число до 50-ти. Остальная масса, а это 200 кинотеатров, не в состоянии вернуть инвестиции и обслуживать долг. Таким образом, за 4 года выработав планы, мы пришли к формату государственного частного партнерства. Если мы хотим решить с правительством индустриальные и социальные вопросы для граждан страны, то только сообща и комплексно мы сможем открыть эту программу. Во многих малых городах нет культурных центров для проведения досугов, и если мы говорим о современной кинопроекции, то мы в состоянии все это реализовать в одном центре, совместить, где все это будет реализовываться в едином культурном пространстве. Это программа, которую мы сейчас запустили – «КИНОКЛУБ: культура, образование, коммуникации».

Об этом можно более подробно узнать на наших порталах.

За счет чего это будет достижимо? За счет транспорта и технологий в первую очередь. Если использовать провайдеров, то можно донести современный киноконтент в отдаленные места РФ, к тому же с большой скоростью, и снизить высокий показатель ожидаемости во многих регионах, также познакомить с Русским музеем и Эрмитажем. Все это становится реальным.

Александр Рубин:

- Давно не видел в одном зале столько людей, которые влияют на развитие отрасли. Я представлю ряд с технологической стороны и кратко, что происходит сегодня, попробую дать прогнозы.

В 1996 году с открытием «Кодак Киномир» в Москве и «Кристалл Паласа» в СПб мы начали отсчет новой эры развития кинопоказа. На данный момент мы пришли к цифре 1400 залов в стране. Цифровое кино пришло с картиной «ночь в музее», в след за ним произошло значительное событие, которое влияет на приход зрителей сегодня в кинотеатры – это приход современного цифрового 3D. Первый этап развития начался с «Беовульфа». Если взглянуть на кассовые результаты, в среднем наработка на 3D копию составляла по стране в 11, 7 раза выше, чем на обычную пленочную копию. Тенденция сохранялась, и сегодня средняя цена на 3D кино в 1,5 раза выше, чем на 2D показ. Событие, которое нельзя пропустить – выход «Аватара» Джеймса Камерона, средние сборы которого составили на 8, 7 выше, чем в обычные 2D залы. Показатели продолжают существовать. «Белка и Стрелка» - 3D отечественный фильм в данном формате также показал популярность 3D. Количество фильмов, заявленных в 3D в этом году, радует. Тенденция на выход картины в 3D растет. И если раньше кинотеатры по непонятным причинам отказывались ставить цифровое оборудование, то сейчас все меняется. Количество 3D релизов впечатляет. Впереди «Кунг-фу панда», « Пираты Карибского моря» - кинотеатры разрываются за право первой ночи. На лицо недостаток количества экранного времени.

Что такое цифровой зал сегодня? Это цифровой сервер, который стал более бесшумным относительно пленочного проектора. И это техническое оборудование: активные и пассивные 3D очки. Рынок проекторов выглядит следующим образом. Очевидное лидерство в РФ занимает компания Christie. Dolby занимает лидирующие позиции по 3D оснащению и серверам.

Очень часто существуют споры между тем, что лучше пленка или цифровые технологии. Дело в том, что у создателей фильма, используя цифровую копию, есть уникальная возможность донести до зрителей контент в том же виде, какой он и был на столе на пост-продакшене. Нет царапин на пленке, нет испорченного звука. Качество высокое!

Если вернуться к цифрам и посмотреть насколько хороши и оснащены кинотеатры в РФ 3D технологиями, то видим, что в Москве – это 212 кинотеатров, в СПб – 100, Новосибирске – 20 и в Екатеринбурге – 25. Общее число 3D залов в РФ составляет 1580. Внушающая цифра! РФ вошла в топ 5 стран по оснащению кинотеатрами цифровыми технологиями.

Существуют оптимисты, которые поддерживают 3D революцию, и пессимисты. Почему существуют люди с негативным отношением? Потому что очевидно: количество человек, задействованных в пленочном процессе! Также люди, выходящие из киновузов, не имеют полного представления о возможностях данной цифровой технологии. Не дав образование, нужное сегодня, мы не получим в будущем тех сотрудников, которые нам будут нужны. И 2-ая основная проблема - это маленькое число или полное отсутствие 3D технологий в малых городах.

Чтобы все это выживало, и кинотеатры могли себе это позволить, необходимо временная отмена пошлин и налоговых сборов на данное оборудование. Все зависит дальше от нас с вами, у нас все получится!

Э.Пичугин представляет фильм-репортаж о первом проекте КИНОКЛУБА – открытие кинотеатра - культурного центра в Новосибирске.

Сергей Толстиков:

- Я позволю начать себе с общих моментов. Культура – это одно из конкурентоспособных преимуществ нашей страны и не учитывать это было бы неразумным перед страной и его гражданами. Поэтому, когда мы говорим о кинематографии, мы говорим об одном из элементов культуры. Проблематика кинопоказа, я считаю, самая важная, насущная. За последние 2 года просмотрев проекты в этой сфере, мы обнаружили, что есть хорошо проработанные программы. У меня есть ощущение, что реализация этой программы может пройти успешно. Эдуард общался со многими людьми по России, и он видел нехватку таких культурных площадок. Я хочу сказать, что нужно попытаться поддержать эту инициативу всеми возможными способами. Проблематика ясна, она понятна: это единый билет, это пиратство, это показ, это образование. И все что нужно - это выделить пути решения проблем и всем вместе их решить.

Ясно, что господдержка должна распространяться не только на производство, но и на прокат, на показ, как и во всей Европе. А мы с вами все-таки находимся в европейской части России. Поэтому требуется господдержка и на кинопоказ. Я бы сказал, господдержки достаточно выделяется. Если ее повысить, то повысятся и зарплаты, и т.д. Есть определенные параметры господдержки. Тем более понятно, что американский кинематограф – это монополист. И их прокатная политика отражается на господдержку во всей Европе. В ближайшее время мы никуда не уйдем от господдержки. Она все равно останется в старом режиме. Теперь коротко как мы видим изменение возможное модели финансирования: 1. Нам необходимо четко отсчитать, сколько требуется средств и почему. 2. Возникновение модели лидеров. Нужно понять стоит ли ее изменять. Так как возникла она на том периоде, когда было очевидно частное финансирование, и встал вопрос, нужно ли оставить субсидирование или убрать вообще. Решили оставить. 3. Необходим более зрелищный контент. 4. Мы не ожидали новизны, приход в этот бизнес новых продюсеров и режиссеров мы не учитывали на тот момент. 5. Нужна отчетность. Иначе мы создаем такой халявный инструментарий, который ни к чему хорошему не приведет. Поэтому мы стараемся в конце года предложить какой-то новый механизм. Нужно сделать его более четким. Я не уверен, что на авторское кино меньше денег тратиться. Поэтому надо все более точно сбалансировать. Для этого нужно больше общаться, установить коммуникацию. Я рад, что мы можем так собраться все вместе и все обсудить. Я желаю вашим начинаниям удачи.

Сергей Сельянов: -

- Добрый день. Мне выпала честь открыть вторую структурную часть нашего форума – это вопрос об образовании. Со всем это не моя специальность. Бог меня талантом педагогическим не наградил, тем не менее, я в течение последних лет это предмет для меня постоянных дум. Мы как продюсеры – это такие основные заказчики. Это нам нужны сценаристы, режиссеры, операторы и т.д. и т.д. на себе можно чувствовать эти проблемы. Есть вроде бы успешные картины штуки 3-5 в год. Это не мало. Это во всем мире так. Люди смотрят, запоминают и, тем не менее, отношение к российскому кино неочень благоприятное. Потому что нет того уровня, который в основном обеспечивается профессиональной работы сценаристов и режиссеров. Да, зрители приходят в кино, но не чувствуют, что за их деньги они получили, что-то уникальное. «Неплохо. Спасибо. Будем ждать успешных работ» количество и качество проектов – это самая большая проблема с огромным отрывом. Количество денег, в общем достаточно. Но все равно качества нет. Советская и российская система образование – это сделать художников. У них есть высокая задача! А вот то, что называется словом «профессионал» – это уже вторичное. На Западе, наоборот, для них цель – это скорей всего выпустить профессионала, а какой он художник и какой у него талант – это уже от бога. А профессионал необходим! У нас речь идет, не о том, чтобы что-то ломать. Просто необходимо дополнительное образование для тех же сценаристов. Здесь сидят представители СПБГУКиТ и ВГИКа. Они представляют кинообразование вообще. Нужно просто увеличить дополнительные функции: курсы магистра. Потому что когда к тебе приходит человек с определенным образованием и опытом возникает желание привлечь его в производство. И это важно. Мы с радостью будем приветствовать развитию каких-то новых площадок – кинотеатров. И все-таки я сделаю упор на сценаристов. Было бы здорово увеличить в 10-15 раз их количество, не забывая о качестве. Это и американские программы обучения. Существуют очные курсы, онлайн-курсы и более краткосрочные курсы. У нас есть талантливые «сценаристы». Я говорю о том, что им не хватает ремесла. Привожу сравнение с балетом. Существует в балете 8 позиций «Так ножки. Так, так» и вот получается, что балетом нельзя заниматься, не зная этих позиций, вот наши сценаристы, закончив ВГИК их, не знают. Я закончил ВГИК сценарный - я их не знаю. А их можно узнать, они не секрет. Было бы здорово, если бы у нас появилась некая сценарная школа.

Екатерина Чуковская:????

- большая честь участвовать в этом кинофоруме. Я считаю, не смотря на все проблемы, которые все были здесь обозначены, все не так плохо. Если Россия снимает 5-6 фильмов. Нам есть, что продвигать. Не нужно заниматься самобичеванием, нужно развиваться. Фильм «Край» выходит в американский прокат малым кол-вом копий, но тем не менее.

Сергей Рахлин:

- Могу отметить, что номинирование того же «Края» способствовало и способствует международному прокату получение вот такой номинации. В американской офтальмологии2020 (зрение с очками) – это идеальное зрение. Если к 2020 году будет «хорошее зрение» в отечественном кино, то это радует. Главное, чтобы кино было понятно американским зрителям по своему сюжетосложению, если вы хотите добиться успеха по ту сторону. Я вырос на советском кино. Я его люблю и уважаю. Хочется отметить, что если есть интерес к стране на Западе, а к нашей стране он есть, если рассматривать литературу, то очень интересуются и Толстым, и Достоевским, раз есть интерес, значит можно его и дальше развивать и мы будем, востребованы.

- Дмитрий Месхиев

Я хочу привести в пример несколько цифр, чтобы охарактеризовать ситуацию. Они очень известны, но для сравнения: во Франции живет 61 миллион человек, в Италии – 60, в Германии – 81. В совокупности они выпускают вместе 120 игровых фильмов в год. В Европе всего 18 киношкол высших и средних. У нас 100 миллионов человек приблизительно, если брать в расчет еще и СНГ. В нашей стране всего 2 киношколы. Если мы хотим воспитывать профессионалов, мы должны воспитывать их по современным технологиям, как это пресловутое 3Д снимается. Хочется сказать, что у Ф.С. Бондарчука знаний больше, чем у молодых студентов. Это не потому что студенты плохие, просто нет у них технологий новых для обучения. Я надеюсь, что это техническая реформация произойдет в СПбГУКиТ, иначе ВГИК один не сможет! Более того я думаю и 2 ВУЗа не смогут. Должны быть еще и средние профилирующие учебные заведения. Потому что я согласен с С.М. Сельяновым, что мы задыхаемся от нехватки кадров. Я думаю ВГИК и СПбГУКиТ конкурировать не нужно, потому что они в совокупности выпускают мало студентов, их должно быть больше. Предлагаю им создать ассоциацию киноучебных заведений и России и вместе расширять свои возможности. Вместе можно победить. Создание сценарной школы – это важно. Предлагаю, этим заняться. Что касается кинопоказа, я много ездил по маленьким городам нашей страны, и, к сожалению, в места, в которые практически невозможно добраться, до сих пор есть. Создание такой сети по малым городам важна, она все-таки даст молодежи возможность развиваться. Учиться. Это крайне важно.

Александр Шапиро:

- Здравствуйте. Спасибо, что пригласили. Меня беспокоит то, что мы будем смотреть в 2020 году. Потому что те, кто будут производить кино, это сегодняшние студенты, может еще и школьники. Поскольку я живу в Америке 15 лет и представляю интересы крупнейшей киностудии, я с большой радостью последние 3-4 года несу флаг РФ, показывая, что рынок уже созрел. Многие студии хотят делать продукт для российского зрителя. Для этого нужны специалисты. Хотелось отметить, что американские школы, их примерно 40 киношкол первого ранга, остальные – это второй ранг. Образование многообразно. Во-первых, оборудование в киношколах в США делается на шаг вперед, таким образом, чтобы те специалисты, которые сейчас в индустрии приходили в эти киношколы учиться. Студенты, обучающие на таком оборудовании, уже специалисты будущего. Очень важно обучение за рубежом, для этого нужно знать язык.

Александр Евменов:

- Хочется поблагодарить С.М. Сельянова. Во многих выступлениях прозвучали все проблемы и пути их решения. Хочется, еще раз повторить очень важный момент, современные методики в учебных заведениях должны быть выше, чем в нынешнем производстве сегодня. Мы должны знать, какими компетенциями должны обладать наши выпускники, и я надеюсь, что члены Попечительского совета помогут в этом.

Владимир Малышев:

- Я хотел поблагодарить за то, что нас пригласили на этот кинофорум. Я рад, что все сегодня собрались и ведут диалог, а то знаете, как обычно принято у кинематографистов, это мочить друг друга в сортире и не созидать. А здесь хороший пример – попытка объединить всех и решить не только бизнес задачу решить, построить кинотеатры, знаете, я помню и видел, какую радость испытываешь от первого поцелуя на последних рядах кинозала, я думаю после этого демографическую проблему тоже решат. Замечательно, что поставили цель, и мы готовы участвовать в достижении результата. Хорошо, что все заботятся сами о том, чтобы в отрасль пришли специалисты. Т.е. никто не ждет из ниоткуда профессионалов, а думают, как их самим воспитать. У нас все-таки никакой аналитики нет, сколько нужно режиссеров, операторов и т.д. Вот говорят «вот там их 30 киношкол, там столько-то» Но если сейчас поднять документы, то окажется, что во всех вузах страны их гораздо больше, чем 30 и 40. Потому что во многих вузах страны есть кинофакультеты и т.д. другое дело – это качество образования. Не хочется приставить себя в выгодном свете, я говорю от всего ВГИКа, поверьте, творческое образование поставлено на высокий уровень, вырастить и воспитать художника гораздо сложнее, чем научить новым технологиям, хотя это тоже нужно. Сейчас есть горячие головы, которые предлагают зачеркнуть все 90 лет и, прислав американского специалиста, готовить за 3 месяца, готовить сценаристов… это есть в докладе, это не мои слова. Не думаю, что надо конкурировать, нужны новые киношколы и курсы. И никакой конкуренции я здесь не вижу между ВГИКом и ГУКиТом. Нужно оставаться вместе. Мы сейчас обсуждаем с В.В. Путиным особенности нынешней киноиндустрии. Скоро выйдет указ о том, что ВГИКу должны быть переданы 4 кинотехникума. Кинотехники живут сейчас сами по себе, там даже открывают курсы водительского дела – чтобы выжить. Я думаю, это хорошее дело – поставить эти техникумы на воспитание среднего звена. Это все-таки не на пустом месте, хорошая база. Задача - запрячь в одну упряжку коней и трепетную лань. Я считаю, что лань – это ВГИК. В отличие от Сергея Сельянова, я не разбираюсь в балете. Не представляю, как опыт с 8-ми позициями в сценарном деле применить. Но надеюсь, что все будем все проблемы вместе решать. Коллеги, я желаю успехов всему кинофоруму и КИНОСИТИ. Надеюсь, что мы объединим усилия во всех направлениях. Проблема еще в том, что все хотят сразу получить Скорсезе, а вот отучившись 2 года «Войны и мира» не получишь. Нет практики. Конечно, выпускник сразу не может сделать большой проект. И спасибо, что фонд сейчас начал выделять деньги двум лучшим выпускникам на производства их фильмов. Если фирма кинематографическая берет выпускника, то получает за него деньги. Спасибо. Я думаю, что у нас будет и новый Михалков, и Шукшина, и Тарковский.

Александр Роднянский:

- Мы должны ответить на вопрос, российская киноиндустрия – это что часть международного контекста или еще одна попытка выстроить, изолировать и сделать тотально зависимым российский кинорынок от поддержки государственной. Если это международный контекст, то стоит ряд проблем: российский собрал 1миллиард в общей сложности – это отличный показатель. С другой стороны, вернуться к тем временам, когда советское кино побеждало, невозможно, тот период - сладкий, это уже в прошлом, и это бессмысленно пытаться возвратиться в те время. Сегодня перед нами стоит проблема. Отвечаем ли мы на интерес зрителей или нет?! Более того, ТВ - это локальный контент. Кинематограф – атракционен в свою очередь от ТВ. Когда мы говорим, что нужно строить больше кинотеатров, мы забываем, что у нас доминирует молодая аудитория от 14 до 21 года со своими жанровыми предпочтениями (комедиями и экшенами), все это закрывает авторский кинематограф в России, который до недавнего времени был его лицом. Говоря проще, я полагаю и поддерживаю КИНОСИТИ, потому что увеличение количества кинотеатров может привести к изменению российской аудитории. Люди старше 30 лет должны найти свои кинотеатры. Представьте, если «Король говорит» собирает во всем мире 400 миллионов, а у нас 1,5. В Польше 6. Мы говорим об изменении аудитории! А это проблема национальной культуры. Откровенно говоря, наша задача – понять процесс и то, что смотрит аудитория. Если американская продукция проваливается в прокате, она имеет возможность путешествовать по миру и собрать денег в других странах, чего наше кино не имеет. Только лишь при помощи внятного конкурентного рынка, т.е. я за поддержку государством кинематографа, но это должно создавать условия конкуренции между ее участниками! Потому что Юниверсал не назначают, ими становятся. У молодых продюсеров должна быть возможность создавать кино. Они должны знать, куда им приходить, по каким адресам и по каким номерам звонить. Авторам «Паранормального явления» никто не говорил, куда им нужно обращаться. Это инвестиционный климат! А у нас?

С помощью телевидения и государственного управления можно многое создать. К тому же должен быть частный источник финансирования. Но когда российские фильмы не путешествуют, не собирают в национальном прокате, когда банки не принимают в залог интеллектуальную собственность, т.е. а чем можно говорить? Когда продюсерам приходится закладывать свою недвижимость, вместо того чтобы заложить права и библиотеки, как во все мире. Соответственно, частные деньги сократились. Другой источник – это компании, которые в состоянии прокатывать и производить. Я предлагаю перестать утешать себя мечтами, мы в проблеме, и это очевидно. Нас не смотрят, и победы на фестивалях не закрывают наших проблем. Нужно использовать потенциальных зрителей – т.е. строительство кинозалов и расширение аудитории по возрасту. Это создание и привлечение технологий и производства по ним. Инфраструктура! И если мы не сойдемся в главном и не станем одним целым, то мы не сможем все это поодиночке решить. А что касается сценаристов – да, действительно, это профессия, а не дарование. Тогда мы будем в состоянии сделать что-то качественное и посоревноваться, а пока кроме энтузиастов, которые могут поднять КИНОСИТИ проект – у нас немногое есть.

Продолжая тему инвестиционного климата…

- Илья Морозовский, АБ финансбанк:

- Я люблю кино. И, как и все нормальные люди, не люблю это кино. Я, как представитель меньшинства из собравшихся, попробую сформулировать проблему - «дайте нам деньги на кино». Я общался со всеми участниками этого кинофорума, некоторые мои друзья. Федор и Эдуард – мои партнеры. Но о деньгах в кино невозможно говорить ни с кем. Основная проблема в том, что нет заемщиков. Люди хотят работать над этим, потому что это выгодно. Т.е. требуется 2-3 миллиона на 2 года со ставкой от 10-16% годовых. Это мечта любого банка. Но нет финансовой модели. Банки не понимают, как работать в кино. Как мне кредитовать кинопроект? Все мне говорят и не нужно, деньги будут невозвратными. Хотя я знаю, что это не так. Поэтому если бы кто-нибудь посветил время для разработки финансовой конкретной практической модели, то мы были бы вам благодарны. Потому что дать деньги в размере – это несложно. Главное понять, как их вернуть. Самое важное это отсутствие денег для кино, потому что банк не спонсирует, не инвестирует. Банк выполняет только одну функцию – он кредитует. 993 банка в РФ ждут конкретной практической модели.

Слово записавшимся выступать:

- Спасибо. У России огромная география, и она не простая. Хотелось бы, чтобы киноистория шла дальше на восток. Искусство кино – великое, у нас не только молодежь, но и люди старшего поколения относятся с интересом к иностранным фильмам и российским. У нас все-таки объемы не те, мы заинтересованы в строительстве новых кинозалов. У нас развивается свое доморощенное кино, но все же. Хотелось бы, чтобы это традиция продолжалась.

Малышев: а можно вопрос к Вам? Неделю назад был министр культуры во ВГИКе и предложил, чтобы мы набрали 8 студентов для обучения по творческим специальностям. И он сообщил, что Вы в Якутии создали 28 полнометражных фильмов. Это так?

-Да. Мы развиваем концепцию национального кино.

Э.Пичугин:

- Мы переходим к главному моменту конференции: к ее резолюции. Мы имели возможность обсудить и услышать выступления всех присутствующих. Теперь жду ваших отзывов. Участники подготовили эту резолюцию, исходя из общего усилия объединить все ступени отечественной киноотрасли, все его аспекты: от производства до конкретного зрителя. Мы все в одной лодке, поэтому только в состоянии диалога может развиться сильная, независимая национальная индустрия. Участники форума принимают следующую резолюцию:

1. Ускорить процесс создания открытого акционерного общества «КИНО СИТИ», цели которого - реализация проекта «КИНОКЛУБ: культура, образование, коммуникации», предусматривающий модернизацию структуры показа в России.

2. Рекомендовать Комитету по культуре РФ выступить с законодательной инициативой внесения поправок в федеральный закон от 13 декабря 2010 года о финансовом бюджете на 2011 год и на планы 2012 и 2013 годов о внесении финансов в акционерное открытое общество "КИНО СИТИ".

3. Рекомендовать Комитету по культуре РФ с целью развития отечественной кинематографии от 3 ноября 201 года и 1 февраля 2011 года выступить с поправками в федеральный закон о федеральном бюджете на 2011-2013 о целевом выделении средств в размере 4 миллиарда рублей на усовершенствования материальной технической базы СпБГУКиТ.

4. Рекомендовать ВГИКу и СПБГУКиТ подписать соглашение о творческом , научном и консультативном сотрудничестве.

5. Поручить комитету национального форума «Кино России 2020» взять на себе организационные и административные функции по созданию рабочей группы по организации стратегии кино России.

6. Провести следующую конференцию в кротчайшие сроки 7 июня в городе Сочи.

Поэтому предлагаю голосовать. Кто за проект резолюции? Спасибо, единогласно!