ВКонтакт Facebook Twitter

Новости

20.01.2012

Интервью Сергея Толстикова киношколе CONEMOTION

Интервью Сергея Толстикова киношколе CONEMOTION

CINEMOTION: Фонд кино существует уже полтора года. На ваш взгляд, по прошествии этого времени, – насколько эффективна существующая система государственной поддержки кино?

СЕРГЕЙ ТОЛСТИКОВ: На мой взгляд, с начала работы Фонда в системе произошел реальный сдвиг. Может, не коренной, но очень существенный. И связан он сразу с несколькими факторами: с нашим стремлением поддержать в условиях кризиса на плаву ведущие компании; с попыткой дать импульс производству значимых средне- и крупнобюджетных фильмов разных жанров; сделать сам механизм государственных субсидий более прозрачным.

Думаю, что за прошедшие полтора года Фонд доказал свою жизне- и дееспособность. Система государственного финансирования кино стала более цивилизованной, и она совершенствуется. Сам факт того, что этот вопрос публично обсуждается, уже о многом говорит.

CINEMOTION: И как система финансирования будет развиваться в дальнейшем?

СЕРГЕЙ ТОЛСТИКОВ: Я считаю, что нужно переходить к более тонкому механизму осуществления господдержки. Под этим я подразумеваю точную целевую доставку средств на реализацию конкретных проектов.

Поддержка лидеров, на мой взгляд, была позитивной формой финансирования. Но при этом есть ряд моментов, которые недостаточно хорошо работают. Прежде всего, я говорю об эффективности нашего кинопродукта на коммерческом рынке в условиях конкуренции с американским кино. Необходимо совершенно четко понимать, какие фильмы хочет увидеть зритель. Ведь наши компании, в отличии от американских мейджоров, не могут в полном объеме проводить разножанровую и разнобюджетную политику, влияющую на рынок в целом. А второй вопрос, который необходимо решить, – это создание условий для входа на рынок новых независимых продюсеров. Очевидно, что их работа на первых порах не дает ожидаемого коммерческого результата, но часто впоследствии именно эти продюсеры становятся ведущими игроками в кинобизнесе, в кинематографе.

CINEMOTION: Вы сказали, что поддержка студий-мейджоров работает не на все 100 %. Но эта же система будет сохранена и в 2012 году?

СЕРГЕЙ ТОЛСТИКОВ: Надеюсь, с поправками. Оценивая опыт прошлых лет, мы можем выделить несколько лидеров отрасли, которые от остальных компаний отличаются не только послужным списком, но и пакетом предложений. Мы хотим, чтобы каждая компания, претендующая на финансирование, этот пакет предложений нам предоставляла. И в зависимости от прошлых успехов компании и их новых проектов, а также ситуации на рынке – мы и будем принимать решение. К слову, для принятия этого решения нам необходим новый комитет. Назовем его пока абстрактно: «индустриальный». Сегодня компании сами определяют, что необходимо рынку. Им дали одинаковое финансирование и, учитывая их компетентность, разрешили расходовать средства так, как они считают нужным. Но для структуры сегмента рынка, занимаемого отечественным кино, можно ввести новую компетенцию.

Хотя, в целом, финансирование мейджоров – это, скорее, успешный проект. И новогодний прокат это показал. Успехи «Боя с тенью-3», «Высоцкого», «Елок-2», «Иван-царевича», «Смешариков» говорят о том, что интерес зрителя постепенно возвращается к отечественному кино. В этот период доля российских фильмов в прокате приблизилась к американской. И если мы сумели добиться этого, значит, сможем и улучшить ситуацию в целом.

CINEMOTION: Какие конкретные цели вы перед собой ставите?

СЕРГЕЙ ТОЛСТИКОВ:Наша цель – доля на рынке 20-25-30 %. Что касается эффективности, конечно, нельзя требовать одинаковых результатов от фильмов, снятых в разных жанрах. В случае с комедией, например, финансовая возвратность очевидно будет больше, чем, скажем, в случае с остросоциальным фильмом. Но главное, что эта возвратность, эти средства впоследствии пойдут тем же самым компаниям, которые произвели фильм. Это необходимо для того, чтобы показать, каковы не просто результаты их деятельности, а общий эффект.

Мы считаем, что необходимо усиливать конкурентные начала в индустрии.

Субсидирования без оценки не мотивирует участников на экономический результат.

CINEMOTION: В свете вышесказанного, что вы думаете об авансно-компенсационной системе финансирования?

СЕРГЕЙ ТОЛСТИКОВ: Нам, естественно, с такой системой было бы проще. С бюрократической точки зрения, закрывать потраченные расходы, смотреть, соответствуют они законодательству или нет, и после этого платить деньги - удобнее. Но, на мой взгляд, это не совсем правильно. В нашем кинопроизводстве очень важную роль играет инициирование процесса, для чего необходимо соединение частного капитала и государственного. А инвесторы подчас не хотят вкладывать деньги в проект, у которого нет уже зафиксированной государственной поддержки. Поэтому введение этой системы было бы серьезным ударом по продюсерам в первую очередь.

CINEMOTION: А как вы считаете, что нужно сделать, чтобы инвестирование частного капитала в киноиндустрию увеличилось?

СЕРГЕЙ ТОЛСТИКОВ: Во-первых, для этого нужно больше коммерческих успехов наших фильмов. А во-вторых, необходимо время. Вообще, частный капитал, на мой взгляд, делится на две части: на «полуспонсоров», которые вкладывают деньги в проекты высокосоциального звучания, и на инвесторов с четким коммерческим интересом. Думаю, на данном этапе необходимо сделать так, чтобы число вкладчиков, нацеленных на коммерческий успех, увеличивалось. Хотя я понимаю, что это процесс далеко не быстрый.

CINEMOTION: Может ли государство способствовать тому, чтобы киноиндустрия стала инвестиционно привлекательной?

СЕРГЕЙ ТОЛСТИКОВ: Если только помощью в развитии инфраструктуры. Ведь сейчас одна из главных проблем – малое количество кинотеатров. Проект «Киносити» Бондарчука и Пичугина мог бы существенно повлиять на развитие индустрии.

Также необходимо заручиться поддержкой телевидения, которое в настоящее время недостаточно стимулирует развитие кино.

Сейчас мы ведем переговоры с крупными каналами, но пока ни к каким конкретным решениям еще не пришли.

CINEMOTION: А Фонд кино сам не планирует заниматься созданием инфраструктуры для киноиндустрии?

СЕРГЕЙ ТОЛСТИКОВ: Это не совсем наша функция. Но если бы была разработана модель государственной поддержки строительства кинотеатров, мы бы в этом проекте участвовали. Пока же финансирование осуществляется по другим каналам.

CINEMOTION: Но вы же помогаете кинотеатрам переходить на цифровой показ?

СЕРГЕЙ ТОЛСТИКОВ: Мы пытаемся, потому что в этом направлении есть определенный экономический эффект. Но и это не совсем прямая поддержка, это скорее индикативное воздействие на участников рынка. Мы не просто даем деньги, мы пытаемся установить некие правила игры. Вообще, вопрос соотношения кинопоказа и кинопроизводства очень важен. Существует, скажем, такая проблема, как большой поток американских фильмов второго плана, которые практически полностью перебивают показ многих отечественных картин в кинотеатрах. Поэтому наша задача - увеличить поддержку проката отечественных фильмов.

CINEMOTION: А по каким критериям вы отбираете фильмы, которым оказываете поддержку в прокате?

СЕРГЕЙ ТОЛСТИКОВ: Мы не можем выработать какие-то общие принципы поддержки. Конечно, некоторые параметры существуют, но «полуручное» управление все равно сохраняется. В любом случае, каждый проект проходит через экспертный совет… Думаю, в будущем он будет проходить через индустриальный комитет.

В выборе фильма для поддержки есть две стороны, два полюса: коммерческий потенциал, гарантирующий, что дополнительное финансирование привлечет большую аудиторию; и социальная значимость проекта.

«Фауста», «Елену», «Жила-была одна баба» мы поддержали именно по этой причине. Эти фильмы успешны, они состоялись, и мы хотим, чтобы их посмотрело как можно больше зрителей.

Хотя, конечно, в каждом случае прокат фильма – отдельное явление, и в принятии решения, помогать ему или нет, всегда есть элемент субъективизма. Просто этот субъективизм уравновешивается мнением тех членов комитетов и советов, которые имеют к этому делу отношение. Возможно, создание индустриального комитета будет способствовать принятию более взвешенных решений.

CINEMOTION: Кого бы вы включили в индустриальный комитет?

СЕРГЕЙ ТОЛСТИКОВ: Я бы туда включил туда успешных продюсеров, представителей кинопроката, аналитиков рынка, пару людей из дирекции Фонда и Минкульта. Благодаря новому комитету финансироваться будут в первую очередь проекты, имеющие коммерческий потенциал.

CINEMOTION: Хотя бы приблизительно – каков процент фильмов, профинансированных Фондом, которые стали экономически успешны?

СЕРГЕЙ ТОЛСТИКОВ: Я могу сказать, что без поддержки Фонда только два фильма точно собрали бы хороший бокс-офис, – это «Елки» и «Иван-царевич». И несколько фильмов стали успешными, благодаря поддержке фонда. Как видите, процент небольшой.

CINEMOTION: А какие фильмы лично вы считаете несомненным достижением деятельности Фонда?

СЕРГЕЙ ТОЛСТИКОВ: Про коммерческую сторону я уже сказал. Если говорить о других картинах, то их несколько, мне нравятся «Елки», «Два дня» и «Дом», может, забыл еще какие-то, но это исключительно мое личное мнение.



Назад в раздел