ВКонтакт Facebook Twitter

Новости

02.07.2012

Министр, его заместитель и кинематографисты

Министр, его заместитель и кинематографисты

34 Московский международный кинофестиваль стал крупнейшей площадкой для обсуждения насущных вопросов российской кинотрасли. В конференц-зале Дома кино СК России продюсеры, режиссеры, кинообозреватели дискутировали на темы «Отечественное кино в фестивальном контексте», «Правда времени и правда о времени: кино, критика и реальность». Прошли и горячие споры по поводу коллективного письма молодых кинематографистов. Но кульминацией всех круглых столов стала встреча 29 июня 2012 года представителей отечественной киноотрасли с министром культуры Владимиром Мединским и его заместителем, курирующим вопросы кино Иваном Демидовым

Встреча кинематографистов с министром культуры

Зачем нужны государству кинематографисты?

Министр со своим заместителем пришли в Союз Кинематографистов поговорить на тему «О развитии национального кинематографа». Встреча была ознакомительной и потому господин Демидов ее начал с вежливых фраз: «Зритель России любит, хочет и всячески ждет своего кино, своих героев, рассказа о себе, своих проблемах и переживаниях. Отечественная киноотрасль представлена сильными мастерами - продюсерами, режиссерами, актерами…».

Острой дискуссии на стратегические темы развития киноотрасли не случилось. И, прежде всего потому, что в речах заместителя председателя комитета по культуре Госдумы, режиссера Владимира Бортко и председателя московского отделения СК Геннадия Полоки больше слышалась ностальгия по советским временам, когда киноотрасль в целом и каждый кинематографист в отдельности были жестко вписаны в государственную систему.

Встреча кинематографистов с министром культуры, Геннадий Полока

Понятно, почему, например, господин Полока с такой теплотой вспоминал активную деятельность киноклубов во времена СССР. Именно «киноклубники» помогали ему выживать, ощущать свою необходимость и демонстрировать свое опальное кино, когда репрессивная машина Госкино приостановила творческий путь Геннадия Ивановича. Господин Полока предлагал вернуть киноклубам утраченный статус. Они в стране уже уходящая натура, а для ее возрождения нужна государственная финансовая помощь. Но ведь времена изменились, и то «сарафанное радио», о котором говорил Геннадий Иванович, уже давно работает в пространстве Рунета. Там же возникают и киносообщества - форумы по интересам. И это не требует никаких денег от государства.

Опять про квоты

Разговор о квотировании кино, о репертуарной политике киносетей в последнее время возникает регулярно. Настолько регулярно, что уже заранее известно, кто и что скажет. Господин Бортко в своем выступлении, как и некоторое время назад в Госдуме России, вновь сделал акцент на кинорепертуар: «Наши кинотеатры освобождены от НДС и кормят Голливуд. И потому надо сделать так, чтобы было выгодно показывать русское кино».

Государство мечтает о том, чтобы доля показов национальных фильмов в каждом зале в период от 12 до 24 часов составляла в 2013 году не ниже 20%, в 2014-м — не ниже 25% и в 2015-м — не ниже 30% всех демонстрируемых фильмов за полугодие. Выглядит все красиво, но как добиться подобных цифр на практике?

Встреча кинематографистов с министром культуры, Алексей Рязанцев

По вопросу введения квот жестко выступили дистрибьюторы и владельцы киносетей Алексей Рязанцев («Каро прокат») и Рафаэль Акопов («ПрофМедиа – сеть «СинемаПарк»). Они в который раз справедливо сказали о том, что квотирование голливудского кино не увеличит приток российского зрителя в кинотеатры. Чтобы национальное кино было востребовано, об этом должны заботиться, прежде всего, сами авторы.

Встреча кинематографистов с министром культуры, Рафаэль Акопов

А если государство и хочет заявить права на формирование кинорепертуара, то пусть прислушается к совету Рафаэля Павловича: «Минкультуры за долгие годы не построило ни одного кинотеатра! Если вы хотите вводить квоты, сделайте государственные кинотеатры и показывайте там кино!». Но государство, как знаем из истории новейшего российского кино, в начале 21 века сознательно передало строительство кинотеатров в частные руки. Так что, планы о введение квот, действительно, встретят сильное сопротивление бизнеса. Но господин Демидов тут же поспешил заметить, что данный законопроект является лишь инициативой «одной экспертной группы» и что в ближайшее время будет еще обсуждаться на разных дискуссионных площадках.

Встреча кинематографистов с министром культуры, Сергей Сельянов

Следует, на мой взгляд, прислушаться к словам продюсера и дистрибьютора Сергея Сельянова («СТВ»), предложившего снизить цену билета на российские фильмы, ведь зритель готов дорого платить за высокобюджетные голливудские фильмы, но не за российское кино: «Если возвращать кинотеатрам хотя бы 10% от собранных за российские фильмы денег, то кинотеатры будут охотнее ставить релизы отечественного производства». По расчетам господина Сельянова: «Цена вопроса около 250 миллионов рублей в год и поддержка в этом секторе и в этом объеме вполне по силам государству».

Как вернуть нашего зрителя в кинотеатры?

Воспитывать! Начинать надо со школы, сказал на круглом столе председатель Союза кинематографистов РФ, кинорежиссер Никита Михалков и предложил ввести в школах факультативный предмет «100 лучших фильмов». Министерство культуры, в лице господина Мединского, обещало в сотрудничестве с Министерством образования в ближайшее время проработать порядок выбора кинолент.

Встреча кинематографистов с министром культуры, Владимир Мединский и Никита Михалков

Предложение правильное. И принесет большую пользу в будущем, если только инициатива не окажется погребенной в бюрократических согласованиях между разными министерствами. Но если список фильмов можно составить, даже в дискуссиях, в течение дня, то актуальный вопрос о преподавателях не решить и за год. Всех московских и питерских кинотеоретиков не хватит, чтобы охватить каждую среднюю школу страны.

Но можно обратиться, например, к опыту тьюторства в медиаобразовании, уже наработанному в Перми. Режиссер – документалист Павел Печенкин, президент кинофестиваля «Флаэртиана» всегда охотно делится своими наработками.

Поддержка или развитие?

Господин Демидов предложил переименовать Фонд социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа в «Фонд развития кино». Исполнительный директор нынешнего Фонда кино Сергей Толстиков с таким предложением согласился, уточнив: «Отечественный кинематограф восстановился после провала 90-х, сейчас мы имеем вполне нормальный индустриальный уровень состояния киноиндустрии, поэтому нет оснований для уныния. Но для того, чтобы заниматься развитием отрасли, нам нужно понимать, какой будет государственная политика в сфере кино. Нужна стратегия развития национального кино. Необходимо прописать методологию бюджетирования киноиндустрии. Но мы живем в рыночной экономике, и важно просчитывать на несколько ходов вперед, как отреагирует рынок на те или иные государственные инициативы».

Встреча кинематографистов с министром культуры, Сергей Толстиков



Автор: Вита Рамм


Источник: http://www.proficinema.ru/mainnews/festival/detail.php?ID=126968




Назад в раздел